Заратуштра

Личность легендарного пророка Заратуштры овеяна ореолом древних сказаний. Ученые-историки не сомневаются в том, что Заратуштра — не мифическая, а реально существовавшая личность, реформатор древнеарийского учения и основоположник великой светлой религии, названной по его имени зороастризмом. Но те же ученые расходятся во мнениях по поводу места и времени рождения пророка — многие города и страны претендуют на то, чтобы называться родиной Заратуштры.

Большинство ученых-иранистов, основываясь на данных современных исследований, склоняются к тому, чтобы датировать время жизни Заратуштры серединой II тысячелетия до нашей эры, что значительно отличается от устоявшегося в исторической науке представления о том, что пророк маздаяснийской религии жил в VII–VI веках до нашей эры.

 

 Таким образом, можно утверждать, что именно зороастризм, а не иудаизм был первой монотеистической религией, и Моисей не открыл истину, провозвестив Единого Бога — Творца Неба и Земли, а лишь повторил для народа Израиля то, что уже было сказано Заратуштрой жителям переднеазиатских степей.

 

В греческой транскрипции имя Зороастр означает «Сын звезды» («астра» — «звезда»). В чем-то они наверняка были правы, поскольку основатель Космической религии, как и по сей день называют религию Авесты, имел право так называться, тем более что в соответствии с зороастрийской мифологией душа Заратуштры сошла на Землю со звезд. В связи с этим следует упомянуть и о третьей версии, согласно которой имя Заратуштра может быть переведено как «Золотой Сириус» (в переводе с древнеперсидского «зар» — «золото», а «туштра» весьма созвучно со словом Тиштр, Тиштар, Тиштрия или Сириус). Современные же персидские знатоки авестийского языка, переводчики Гат Заратуштры убеждены, что имя Заратуштра следует переводить как «Сияющая звезда».

 

О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного.

За три дня до рождения Заратуштры небесным светом осветилось селение, мир ликовал, а звери и птицы на своем языке рассказывали друг другу о грядущем рождении пророка. Благие творения Ахура-Мазды окружили роженицу защитой. Сияние Огня и Хварны были настолько невыносимы для дэвов, что те даже не смогли приблизиться к дому. Как только Заратуштра появился на свет, Воху-Мана (Благая Мысль) вошел в его разум, и от этого новорожденный малыш не заплакал, а звонко и счастливо рассмеялся. И божественный свет исходил от Заратуштры, когда он засмеялся.

 

И тут произошло второе чудо — младенец заговорил, произнеся слова священной молитвы «Ахунвар». Никто из присутствовавших не понял этих слов. И только Ахура-Мазда и Амеша-Спента (Бессмертные Святые) знали, что новорожденный пророк принял веру и праведное учение от самого Господа Бога, который «словами духовного мира» ответил своему ставленнику: «Ты должен сделаться моим первым жрецом и пророком! Ты принесешь в грешный мир истинную веру и праведность. А я, Ахура-Мазда, буду твоим покровителем и наставником». В этот миг, чуя приближающуюся кончину, содрогнулся в преисподней Дух Зла, Ангро-Манью и возопил:

Все божества не в силах расправиться со мной,

Один лишь Заратуштра расправится со мной;

Он бьет меня молитвой «Ахунвар» мощной,

Сражая, словно камнем величиною с дом;

Он жжет меня молитвой «Ахунвар»,

Словно расплавленный металл; с земли меня сгоняет,

От одного бегу я, Спитамы Заратуштры.

 

Такова священная легенда чудесного рождения основоположника маздаяснийской веры.

 

Свое первое откровение Заратуштра получил в возрасте тридцати лет. Случилось это во время весеннего праздника, когда он пошел на реку за водой для приготовления священного напитка — хаомы. Желая набрать самой чистой воды, Заратуштра вошел в реку, стремясь достигнуть середины потока. И вдруг он увидел идущего по берегу прекрасного, осиянного божественной славой мужчину, похожего на небожителя. Это был один из Бессмертных Святых — Воху-Мана, или Благой Помысел, повелевший Заратуштре следовать за ним на собрание семи Амеша-Спента. Когда Заратуштра приблизился к ним, то не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было их сияние.

 

Заратуштра, осознав значимость момента, стал задавать верховному божеству волновавшие его вопросы. «Что в этом телесном мире наиболее совершенно, во-первых? что — во-вторых? и что — в-третьих?» — вопрошал Заратуштра.

«Во-первых, добрые помыслы. Во-вторых, добрые речи. И в-третьих, добрые дела», — ответил Ахура-Мазда. Он поведал пророку о двух изначальных Духах — Благом и Злом и сделанном каждым из них свободном выборе.

 

Затем Творец явил пророку свой Божественный Разум, который был столь велик и всеобъемлющ, что голова его касалась купола небес, ноги — дна, а руки — краев неба, востока и запада. Амеша-Спента посвятили Заратуштру в таинства открывшейся ему истинной веры. Все это коренным образом изменило не только жизнь самого Заратуштры, но и качественно повлияло на весь ход последующей мировой истории.

Как утверждают древние зороастрийские тексты, для того чтобы пробудить «спящее» человечество, на исходе эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра — провозвестник святой маздаяснийской веры, миссия которого заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога — Творца материального и духовного миров, а также в необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Рождение пророка маздаяснийской религии ознаменовало собой начало космической эпохи Разделения Добра и Зла.

 

Вдохновленный своими видениями на проповедническую деятельность, Заратуштра попытался обратить в новую веру своих соплеменников, но, будучи осмеянным и непонятым, он был вынужден покинуть родные места и долгое время скитаться в поисках единомышленников. Только через десять лет пророк смог обратить в свою веру первого человека — своего двоюродного брата. Затем «его учение встретило благосклонность царя Виштаспа, и религия Зороастра стала официальной в маленьком царстве где-то в Северо-Восточной Персии, на бывшем юге России». Так учение Заратуштры нашло своих первых приверженцев. Прошло время, и «Добрая религия» Заратуштры повсеместно распространилась по всей территории Великой Персидской империи — самого большого и могущественного государства Древнего мира.

 

Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих Добро и Свет, с одной стороны, и Тьму, исполненную Зла, с другой. Оба эти начала возникли из Пустоты когда-то на заре Мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента-Манью (он же — демиург Ахура-Мазда, или Господь Премудрый). Темное начало олицетворяет Злой Дух Ангра-Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем. Религия Заратуштры имеет общечеловеческий, можно даже сказать планетарно-астральный характер, поскольку основным содержанием ее является вера в конечное торжество воинства Света над полчищем Тьмы в великой Космической битве, ареной для которой стало все Мироздание. Мистерия борьбы Добра и Зла принимает в зороастрийской традиции поистине космические масштабы — в нее вовлечены звезды, планеты, кометы и прочие космические тела.

 

Но великая битва между Добром и Злом носит не только макрокосмический, но и микрокосмический характер. Каждый человек, как микрокосмос, воплощает в своей судьбе мистерию космического разделения Добра и Зла, и, согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа светлого воинства над исчадиями ада невозможна без сознательного выбора и активного участия Человека — высшего из созданий Хормазда. В связи с этим следует сказать о космическом паспорте, или индивидуальном гороскопе, вручаемом каждому при его рождении на земле, в котором отмечен не только весь жизненный путь человека, но и раскрывается мистерия битвы Добра и Зла в его собственной судьбе. Астрологические знания древних ариев тоже были восстановлены Заратуштрой, который был не только пророком, но и астрологом (весь эллинский мир считал Зороастра величайшим из когда-либо существовавших астрологов).

 

Авестийская астрологическая система, в отличие от других, базируется, прежде всего, на представлении о судьбе человека, как о мистериальном микрокосмическом театре военных действий, в котором совокупное влияние добрых звезд и созвездий противостоит зловредному воздействию оскверненных планет, астероидов и разного космического мусора. Но как бы то ни было, человек сам волен распоряжаться своей собственной судьбой, несмотря ни на какое влияние космических тел, и выбор в своей жизни он должен совершать самостоятельно. Как говорится, звезды склоняют, но не обязывают.

 

Согласно преданию, Заратуштра прожил 77 лет и 40 дней, погибнув от руки злосчастного Братрок-реш Тура, который даже не осмелился поглядеть своей жертве в лицо. Молящемуся Заратуштре убийца нанес удар в спину остро наточенным мечом. О своей насильственной кончине пророк-провидец знал заранее и, быть может, именно поэтому последние 40 дней жизни готовился к смерти, в затворничестве вознося молитвы Господу.

 

События собственной смерти были открыты Заратуштре задолго до ее наступления — еще в те времена, когда он получил ниспосланное ему откровение. Представ перед великим Ахура-Маздой, Заратуштра попросил его о бессмертии.

 

«Я не могу исполнить этой просьбы, — возразил пророку Ахура-Мазда. — Если я сделаю тебя бессмертным, то и Братрок-реш Тур, карапан, которого Ангра-Манью создал, чтоб он тебя убил, тоже сделается бессмертным. А если Братрок-реш Тур обретет бессмертие, то не состоится конечное очищение мира от Зла и будущее существование для праведников станет невозможно».

 

И Господь Бог, наделив пророка Божественным Разумом, дал ему возможность узреть все, «что было и что будет в плотском мире и в мире духовном», и судьба каждого человека, живущего на земле, открылась ему.

 

В течение всей своей жизни Заратуштра был самым обыкновенным человеком и никогда в своих вдохновенных речах не подчеркивал своей особой значимости и богоизбранности. Он был женат и имел шестерых детей — трех сыновей и трех дочерей. Его проповедь была направлена на таких же простых и честных людей, коим был он сам. Его слова сохранились в 17 гимнах, передаваемых из поколения в поколение народом, не знавшим письменности. Авеста была записана лишь в IV веке нашей эры, и то обстоятельство, что к этому моменту уже минуло более ста поколений зороастрийцев, свидетельствует о величайшей силе поэтического дарования Заратуштры, сложившего свои гимны в доступной для его современников стихотворной форме, оказавшейся чрезвычайно живучей и сумевшей сохранить силу своего воздействия на умы людей до наших дней.

 

Заратуштра первым осудил языческое идолопоклонничество и кровавые жертвоприношения, уравнял в правах мужчину и женщину, указал путь к спасению бедным и обездоленным, утвердив в умах верующих постулат о том, что не в обилии и богатстве жертвоприношений заключается истинное служение Богу, а в добрых деяниях, праведных речах и чистых помыслах, которые угодны Творцу гораздо более, чем любые дары, не заработанные собственным трудом. Заратуштра обожествил труд как форму служения Богу на Земле. Земледелие, уход за животными, строительство и любая другая деятельность, направленная на укрепление благого материального мира, является для зороастрийцев священной земной обязанностью. Но бремя своего религиозного долга каждый истинный зороастриец должен нести легко и достойно, поскольку жизнь, дарованная Творцом, есть праздник. И все доброе в ней — это дар Господа, от которого нельзя отказываться.

 

Творческое горение, созидательный труд, неподдельная искренняя радость, веселье и смех не только укрепляют воинство Света, но и являются лучшим оружием против демонов смерти и болезней — так утверждают гимны Авесты, оставленные поэтическим гением Заратуштры как наследие своим последователям.

Он принес в мир самую светлую и радостную религию, научил людей любить жизнь и ненавидеть смерть. Он смеялся, когда родился, и среди эпитетов Заратуштры есть даже такой, как «Смеющийся пророк». Искренний добрый смех — лучшая защита от всех напастей, болезней и невзгод, насылаемых на людей мрачным и злым Ахриманом. Освободиться от зависимости, сбросить с плеч иго болезней, уныния и неудовлетворенности, с улыбкой взглянуть в завтрашний день призывает нас светлая и добрая религия Заратуштры. Согласно ее благой вести, Господь Бог наделил человечество тремя величайшими способностями — любить, творить и верить, даровав таким образом всем людям на земле возможность пробудить в себе ту самую искру Божью — свой собственный бессмертный дух — живой огонь, сияющий внутри каждого из нас.

 

Из книги "Учение древних ариев" П.П. Глобы